ВДНХ
12+
Агрофарм 2020
Международная выставка племенного дела и технологий для производства и переработки продукции животноводства
4-6 ФЕВРАЛЯ 2020 г.
Россия, Москва, ВДНХ,
Павильон 75
agrofarm@vdnh.ru
+7 (495) 974 77 77 доб. 3809

Андрей Разин: молоко - продукт, который не достиг еще пороговых значений в рамках доктрины продовольственной безопасности

2019 год называют прорывным для молокоперерабатывающей промышленности страны, и особенно для аграриев Подмосковья. Об этом говорилось на  VI Агропромышленном Молочном форуме. В чем залог успеха современного агропромышленного комплекса, какие меры государственной поддержки сегодня наиболее эффективны для аграриев Подмосковья – об этом и многом другом мы поговорили в кулуарах с Андреем Разиным, Министром сельского хозяйства и продовольствия Московской области.

- Если говорить о молокоперерабатывающих предприятиях, которые в последние несколько лет очень активно развиваются в области, можно сказать, что этот рост сегодня идет в условиях жесткой конкуренции? Или эта ниша до сих пор не заполнена?

- Для сельского хозяйства Московской области молочное производство является одним из самых главных приоритетов. Но мы до сих пор не решили вопрос с обеспечением нужд собственного населения молочной продукцией. Это продукт, который пока еще не достиг пороговых значений в рамках доктрины продовольственной безопасности. Поэтому мы только «за» конкуренцию! Главное, чтобы конкуренция была честной и открытой. Когда  соблюдаются честные правила игры, это заставляет наших производителей двигаться вперед и думать, как повысить свое качество, как бороться за потребителя, как снизить себестоимость.

Очень важно, чтобы со стороны потребителей был устойчивый спрос, который позволит производителям дальше развиваться, чтобы люди осознанно выбирали российские продукты. Чтобы не велись на агитки сомнительных маркетологов, которые заявляют, что потребление молока в зрелом возрасте вредно. На самом деле, диетологи, наоборот, рекомендуют для сбалансированного питания взрослого человека включать в свой рацион молочные продукты. Молоко однозначно полезный продукт, который требует увеличения производства.

- Андрей Викторович, за кем, по-вашему, будущее аграрного сектора Подмосковья – за крупными холдингами или за частными фермерами?

- Невозможно делать ставку только на крупного производителя. Крупный производитель – это массовый товар, это сужение ассортиментной линейки, определенная минимизация издержек. Такой продукт доступен по цене и достаточно сбалансирован по качеству. Но в то же время это, говоря образно, отсутствие теплоты рук в продукте, который продается. Фермеры же – это люди, которые живут на земле, вкладывают в каждый продукт душу. Вы никогда не сможете найти, например, одинаковый сыр у разных фермеров, это всегда будет что-то индивидуальное. Поэтому мы, безусловно, поддерживаем и фермеров, и крупных производителей. В рамках государственной программы идет большое количество средств из регионального бюджета на поддержку фермерства Подмосковья как раз потому, что мы считаем - успех за сбалансированностью рынка. Наша задача – открыть двери для всех производителей, стремящихся произвести честный продукт.

- Расскажите о нововведениях в программах государственной поддержки аграриев региона?

- Мы постепенно уходим от практики повсеместной поддержки агрохозяйств и, по сути, стоим на пороге фундаментальных изменений финансирования, переходя к практике стимулирования эффективных предприятий. Если проанализировать количество закрытых предприятий и денег, выданных в качестве субсидий, получится серьёзная сумма. Поэтому мы провели стресс-тест, показавший, что 30% предприятий молочной отрасли работают либо в нулевой рентабельности без господдержки, либо уходят в минус.  Сегодня государство прежде всего старается поддержать те хозяйства, которые активно развиваются, вкладываются в развитие производства, в продвижение, в этом случае они могут рассчитывать на гораздо большую поддержку. Приоритет отдаем производствам, ведущим глубокую переработку молока и хозяйствам, располагающимся на удаленных от центра территориях, которые создают рабочие места в глубинке. В общей сложности оказываем около 60 видов различной финансовой поддержки. Это позволяет довольно динамично развивать молочную отрасль МО.

В ответ на вопрос об импортном оборудовании, которое в основном присутствует на молочном производстве ферм, и достаточно туманных перспективах его поставок и обслуживания в условиях санкций, Андрей Разин рассказал, что не видит проблем:

- Рынок высоко конкурентен, и рынок – это не только Евросоюз, это целый ряд других стран-производителей, которые не так известны в России, но в целом по миру чувствуют себя очень комфортно. Очевидно, что ни один из крупнейших поставщиков молочного оборудования не думает о том, чтобы сворачивать свое присутствие в РФ, так как для них это выгодно.

У нас были по этому поводу переговоры. И DeLaval, и Lely, и GEA – эти предприятия в Московской области присутствуют в той или иной степени уже сегодня, та же GEA делает стойловое оборудование у нас, в Подмосковье. Но локализация – это сложный процесс, так как технологии – это самое ценное. Думаю, что с кем-то из большой тройки молочных производителей мы в перспективе найдем возможности договориться.

Организаторы выставки «АГРОФАРМ» поддерживают идеи локализации производств востребованного российскими сельхозпроизводителями оборудования и планируют провести обсуждение этой темы в рамках предстоящего отраслевого форума.